Чертаново, Тропарево, Арбат: где жили герои главных комедий Эльдара Рязанова

Поиск заведений

 

18 ноября исполняется 90 лет со дня рождения режиссера Эльдара Рязанова, автора комедий, составляющих золотой фонд отечественного кино, сочетающих юмор с большой любовью к людям и удивительно точно документирующих свое время. И не стареющих с годами, что удивительно. Споры о масштабе личности Жени Лукашина из Иронии судьбы разгораются как по часам каждый Новый год, а фразы "Хорошие сапоги - надо брать", "Какая гадость эта ваша заливная рыба", "А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?", прозвучав в разговоре, моментально сближают собеседников, настраивая на добродушный лад.

В день рождения режиссера mos.ru предлагает пройтись по местам съемок его комедий - почти все они прошли в Москве. Запоминайте адреса и рассказ москвоведа Татьяны Воронцовой, одевайтесь потеплее и прогуляйтесь у дома Людмилы Прокофьевны Калугиной из Служебного романа, дойдите до здания, где располагалось НИИ охраны окружающей среды в Гараже, и пройдитесь по Сретенке, где была комиссионка, в которой работал спекулянт Дима Семицветов в картине "Берегись автомобиля"

"Служебный роман"

Когда речь заходит о наследии Эльдара Рязанова, все, я думаю, вспоминают в первую очередь Служебный роман - фильм, который много раз смотрели, с удовольствием пересматривают и будут смотреть еще долгие годы. Этот фильм интересен не только блестящим актерским составом и тонким добрым юмором, но и тем, как в нем показана Москва семидесятых годов. Работая над сценарием, Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский филигранно распределили дома главных героев по карте столицы - с учетом их социального статуса.

Судите сами. Героиня Алисы Фрейндлих, мымра Калугина живет в статусном доме-свечке на Большой Никитской. К моменту съемок эти дома только-только сдали в эксплуатацию. Это было престижное жилье в самом центре, сюда заселялась очень непростая публика, так что директор статистического учреждения товарищ Калугина, общающаяся с министрами на короткой ноге, вписалась сюда идеально.

Или вот товарищ Самохвалов, которого играет Олег Басилашвили, - столичный франт, недавно вернувшийся из длительной командировки в Швейцарию. Его Рязанов и Брагинский поселили в самом центре, на улице Горького, в доме, где жил министр культуры CCCР Екатерина Фурцева (сегодня это дом 9 по Тверской).

Недотепа Новосельцев (Андрей Мягков) живет не в элитном по тогдашним меркам районе, хотя и почти в центре. Его дом находится недалеко от современной станции метро Достоевская в переулке Чернышевского - там он ходит после работы в магазин, а по утрам отводит своих мальчишек в школу.

Романтичная Оленька Рыжова в исполнении Светланы Немоляевой по сценарию живет за городом. Эпизоды снимали на железнодорожной станции Лосиноостровская, что довольно любопытно, потому что к моменту съемок этот район был вполне себе уже Москвой. В фильме подмосковную станцию можно узнать по специфической архитектуре: деревянный вокзальчик, старая платформа с навесом. Сейчас облик станций унифицирован, а тогда у каждой были свои отличительные признаки.

Секретарь Калугиной Верочка (Лия Ахеджакова) живет в Чертанове. В 1970-х годах это был один из лучших новых спальных районов - экспериментальные дома, жилые кварталы строились сразу с социальной инфраструктурой. В начале фильма есть такой момент: Верочка выглядывает посмотреть, не идет ли трамвай, под закадровый голос Мягкова, который сообщает, что наряды у нее заграничные, а зарплата - секретарская. В это время можно разглядеть, что она стоит на Большой Чертановской улице.

Еще одно интересное место - собственно, само статистическое учреждение, где работают герои. Съемки проходили сразу в двух домах - киношники часто прибегают к таким приемам. Подъезд, холл и буфет - это здание Министерства речного флота СССР на углу Покровки и Кузнецкого Моста. Крыша, где Калугина поливает цветы и плачется в жилетку Новосельцеву, - это крыша знаменитого Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке с видом на Тверскую улицу. Рабочие места героев обустроили прямо на Мосфильме.

"Девушка без адреса"

Это ранний фильм Рязанова, и с момента съемок в Москве поменялось очень многое. Пожалуй, самое замечательное здесь - вереница адресов, которые перебирает влюбленный строитель Паша в исполнении Николая Рыбникова, разыскивающий главную героиню Катю (Светлана Карпинская), с которой познакомился в поезде, следующем в Москву. Прощаясь с ним, она выкрикнула адрес своего дедушки, к которому приехала в гости, шум заглушил ее голос, и Паша услышал только начало: "Николо..." В столе справок ему сообщают, что улиц и переулков, названия которых начинаются так, в столице очень много - чтобы обойти каждый дом, потребуются годы. Но юноша не сдается и начинает методично обходить все возможные адреса.

Интересно, что Рязанов водит своего героя не только по Большому Николопесковскому переулку или Николоямской улице, но даже по адресам, не начинающимся с заветного "Николо...". Например, в фильме есть смешная сцена, в которой герой Рыбникова попадает в коммуналку, откуда его забирает милиция. Эта квартира находится в знаменитом доме со львами на Молчановке, построенном в 1914 году. Кстати, эти львы мелькают не только в этой комедии, но и в других фильмах - Двенадцати стульях Леонида Гайдая и Офицерах Владимира Рогового.

Еще в "Девушке без адреса" можно разглядеть Новокузнецкую улицу, Старую и Новую площади. Интересный момент связан с дедушкой Кати, который по сценарию работает в горкоме: для съемок сцены, в которой Паша приходит к дедушке, съемочной группе место искать не пришлось - и горком, и улица, в конце которой виден универмаг, являются декорациями, созданными на Мосфильме.

"Гараж"

99 процентов действия картины Гаража происходит в одном помещении. Как вспоминал Эльдар Александрович, это было самым сложным моментом в работе над фильмом: показывать одних и тех же людей в одних и тех же декорациях и не потерять зрительского внимания - задача не из легких.

Тем не менее Москва в фильм все-таки попала, хотя и немного странным образом. НИИ охраны окружающей среды, где заседают ученые-зоологи и пайщики гаражного кооператива по совместительству, снимали в двух городах, соединив фасад одного здания с интерьером другого, как в Служебном романе. Помните момент, когда героиня Лии Ахеджаковой вбегает в институт? Снаружи - это классический дом-усадьба Воронцовых-Раевских, который находится на Петровке (дом 14), в Москве, а внутри это... ленинградский Зоологический музей РАН.

Показывают нам и сцену субботника - в самом начале, когда идут титры. Ее снимали неподалеку от Мосфильма, во 2-м Мосфильмовском переулке. Там тогда активно строились гаражи, и натура получилась самая что ни на есть подходящая.

"Ирония судьбы, или С легким паром!"

Пожалуй, самый известный рязановский адрес Москвы находится на юго-западе. Это проспект Вернадского, 125 - дом, где жил со своей мамой скромный любитель предновогодних походов в баню Женя Лукашин, которого сыграл Андрей Мягков. Этот дом не пропустишь - на нем есть даже мемориальная доска. Любопытно, что ленинградская квартира героини Барбары Брыльской Нади снималась не в Ленинграде, а практически тут же, на проспекте Вернадского, в доме 113.

В Иронии судьбы вообще отлично показан юго-запад, в 1970-е годы активно застраивавшийся и обживавшийся, - улица Новаторов, церковь в Тропареве.

Есть забавный момент, который замечают все, кто хорошо знает Москву и Санкт-Петербург. Помните, как Надя запирает спящего Лукашина у себя в ленинградской квартире и идет покупать ему билет до Москвы? В ее прогулке до вокзала удивительным образом смешались ленинградские и московские ландшафты. Сначала она идет по стрелке Васильевского острова, потом вдруг оказывается в Лефортове, а потом снова возвращается в Ленинград.

Одна из главных загадок Иронии судьбы - та самая баня, в которой герой Андрея Мягкова в начале фильма входит в измененное состояние сознания вместе со своими друзьями. Говорят, эти банные сцены снимались в Сандунах, но так ли это в действительности - неизвестно, и утверждать это со стопроцентной уверенностью мы не беремся.

"Берегись автомобиля"

Начнем с героя Андрея Миронова - молодого работника Димы Семицветова, который продает из-под прилавка дефицитные приемники и прочую аппаратуру. Он живет на Смоленской набережной, в доме 2а. На кадрах хорошо виден метромост - рядом с ним как раз находится гараж, в котором Дима держит свой автомобиль, - а также набережная Тараса Шевченко.

Комиссионка, в которой работает Дима, - это трехэтажный квадратный домик на Сретенке (дом 1). Правда, комиссионного магазина там не было - здесь работал магазин Цветы. Там же, в начале Рождественского бульвара, стоит церковь, возле которой была припаркована Волга, ставшая капканом для благородного угонщика Юрия Деточкина (Иннокентий Смоктуновский). Церковь на момент съемок не функционировала, там в 1960-е годы был Музей морского флота. Если присмотреться, в фильме у входа в церковь-музей видна фигура моряка со штурвалом.

Конечно, важное место - Садовое кольцо, на котором снимали сцену погони за Деточкиным на такси: Каретный Ряд, Самотечная площадь. Ну и незабываемый финал, в котором Деточкин произносит сакраментальную фразу "Здравствуй, Люба, я вернулся!", обращаясь к своей невесте, героине Ольги Аросевой, - это узнаваемая эстакада возле Парка Горького, которая тогда только-только открылась.