Сергей Колосков о новейших тенденциях в налоговом контроле и проблемах оптимизации налоговой нагрузки

Поиск заведений

На языке правоохранительных органов это именуется «обналичиванием денежных средств» или просто «обналичкой», поскольку предполагается, что отправленные фиктивному контрагенту деньги возвратятся к отправителю в форме неучтенных наличных, используемых как на нужды компании, так и в личных интересах её владельца или топ-менеджеров. Термин этот, однако, маскирует истинную цель операции, заключающуюся не столько в превращении безналичных денег в наличные, сколько в уменьшении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль путём формирования в бухгалтерском учете фиктивных затрат и вычетов по НДС. «Обналичка» долго носила массовый, если не сплошной характер, к полному удовлетворению бизнесменов, работников, организаторов преступных финансовых синдикатов, банкиров, а также «крышующих» их налоговиков и правоохранителей. 

Вероятно, громкие скандалы в прессе в конце концов вынудили власть обратить внимание на количество похищаемого НДС.  Кстати подоспела затянувшаяся компьютеризация ФНС, которая в 2014-2015г.г. наконец-то вышла на уровень, позволяющий говорить об эффективной автоматизации администрирования НДС. Всё это, вкупе с изменениями в законодательстве, новеллами судебной практики и ужесточением ответственности контролирующих лиц, привело к тому, что, начиная с 15-го года ситуация в области налогового контроля начала стремительно меняться. Изменения касаются всех аспектов налогового администрирования: критериев выбора компаний для контроля, скорости реакции на нарушения, пороговых сумм возможных доначислений для проведения налоговых проверок, подходов к обоснованию нарушения законодательства и набору доказательств, подтверждающих факт нарушения. Наш «хит-парад» новейших тенденций в налоговом контроле:

    смещение фокуса выездных проверок с поиска «недобросовестных» контрагентов (имеющих признаки «фирмы-однодневки») на доказательство фиктивности операций налогоплательщика с данным контрагентом (т.е. работы фактически не выполнялись, либо выполнялись собственными силами, товар не поставлялся, или поставлялся другим лицом и по более низкой цене);

    расширение методов доказывания, частое использование допросов физических лиц (работников, представителей контрагентов, сотрудников охранных служб и т.п.);

    Более частые мероприятия сотрудников полиции с задействованием свойственного им арсенала оперативно-розыскных инструментов.

Наступивший год принес очередное расширение функционала систем автоматизированного контроля за операциями налогоплательщиков. Возросшие возможности по отслеживанию «цепочек» движения денежных средств и счетов-фактур позволяют налоговой службе всё чаще переходить от последующего контроля в форме выездных проверок к пресечению «нежелательных» вычетов НДС в режиме реального времени. Над руководителями, продолжающими оптимизировать налоговую нагрузку с помощью «обналички», нависла угроза не только неотвратимого, но и весьма скорого наказания. 

Многих топ-менеджеров и владельцев бизнеса жизнь побуждает к отказу от «обналички» и построению сложных, но условно-законных схем оптимизации налогообложения. Но остаётся открытым вопрос об их имущественной и уголовной ответственности за операции, проведённые в 2015-2017 годах. Законодательство в области привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности заметно ужесточилось, а активность налоговых органов возросла.

Надежным выходом, позволяющим собственникам и руководителям компаний избежать личной ответственности, является процедура банкротства предприятия. Будучи начатым вовремя, банкротство позволяет в полной мере реализовать заложенные в российском законодательстве, но почти забытые принципы ограничения ответственности участников и руководителей по долгам юридических лиц. При этом главную роль в успехе процедуры банкротства будет играть выбор сопровождающей её юридической компании. Рынок банкротств растёт лавинообразно и сулит участникам солидные прибыли, что привлекает на него многочисленные юридические фирмы и юристов-индивидуалов, зачастую имеющих весьма смутное представление об этой специфической области права.

Тем не менее перспектива наступившего года представляется нам вовсе не беспросветной. Предприниматели, вовремя избавляющиеся от груза старых проблем и заменяющие устаревшие подходы к ведению бизнеса актуальными бизнес-моделями, могут смотреть в будущее с оптимизмом. И даже налоговая проверка, закончившаяся большими суммами доначислений, – не приговор. Очень часто нам удаётся отстоять интересы налогоплательщика в арбитражном суде, доказав обоснованность управленческих решений, реальность хозяйственных операций и недоказанность извлечения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

159. ФОТО_Колосков Сергей.jpg


Колосков Сергей, генеральный директор ООО "Аудиторская фирма "Эскудо", руководитель налоговой практики ООО "Лигал Фронт", аудитор (с 1992г.), член Саморегулируемой организации аудиторов - Ассоциации "Содружество".